+ 7 (904) 512-90-82

с 10:00 до 22:00

 

АстроЭксперт

Мы в контакте

Заметки астролога

Конференция "Гармония Мира", посвященная 400-летию публикации труда Иоганна Кеплера "Harmonices Mundi", 21-23 июня 2019г, Санкт-Петербург 

(фотоотчет "МС-Середина Неба")


Конференция «Гармония мира» проходила в замечательное время – в период белых ночей, когда Санкт-Петербург необыкновенно красив, и привлекает туристов со всего мира.

фо1
В конце июня и начале июля Санкт-Петербург необыкновенно красив. Слова из песни группы «Танцы-минус» верны:
«Город-сказка, город мечта, попадая в его сети, пропадаешь навсегда…»
(фото Елены Якубовской)

Заседания шли в историческом центре Санкт-Петербурга, музее Истории религии, на ул. Почтамтской, 14. Программа была разнообразной и насыщенной, в течение трех дней участники конференции слушали выступления и доклады о влиянии идей Кеплера в различных научных дисциплинах – от физики и астрономии до искусства и теории самоорганизации систем.
Конференция была двуязычной, все доклады на английском были снабжены синхронным переводом.

 
фо2
Программа конференции.
Титульный лист.
(фото Елены Якубовской)
 
 
фо3
Привычные петербуржцам летние виды…
(фото Елены Якубовской)

 
фо4
Наша дружная астрологическая компания
на органном концерте «Музыка сфер» (органист – докладчик конференции,
кандидат искусствоведения Мария Блажевич)
Слева направо: Светлана Нестерова, Людмила Ларичева, Екатерина Тилева,
во втором ряду -  Елена Бертова, Елена Якубовская
(фото: Елена Якубовская, Светлана Нестерова)

В первый день председательствовал Николас Кепион, и первая лекция «Кеплеровское видение Гармонии» была прочитана доктором философии Авивой Ротман (Западный университет Кейза, США).
В своей лекции доктор Ройтман рассказала о взаимосвязях гармонии небес и гармонии в общественной жизни в представлении Кеплера. Труд Иоганна Кеплера «Гармония Мира», 400-летию издания которого была посвящена конференция, по мнению доктора Ройтман, находится на перекрёстке представлений о гармонии музыкальной, астрономической, космологической. Из исследований гармонии космической Иоганн Кеплер делал предположения о путях
достижения гармонии в обществе, гармонии церкви и государства.

фо5
 
Доктор Авива Ройтман во время лекции (фото Елены Якубовской)
Доктор Ройтман привела цитату Кеплера из письма 1605г, где великой астроном высказывал мысль, что только Бог может его освободить от астрономии, чтобы он мог обратиться к своей работе над мировой гармонией. Особое впечатление на участников конференции произвело фото книжной полки доктора Ройтман, плотно уставленной трудами Иоганна Кеплера – это были издания работ Кеплера из разных областей – труды по математике и музыке, астрологии, астрономии и устройстве механизмов.

фо6
Книжная полка доктора Авивы Ройтман с трудами Кеплера (фото Елены Якубовской)

Второй доклад директора Санкт-Петербургского филиала Архива РАН Ирины Владимировны Тункиной «О судьбе рукописного наследия Иоганна Кеплера» был посвящен личному архиву Иоганна Кеплера, купленному Екатериной Второй для Российской Академии наук за баснословные по тем временам деньги, и ныне хранящемуся в фондах Архива РАН.

фо7
Доклад директора СПб ФАРАН Ирины Владимировны Тункиной о рукописном наследии
И.Кеплера (фото Елена Якубовской)

Из доклада о рукописном наследии Иоганна Кеплера участники конференции узнали о том, как архив попал в Россию и как он хранится. Яркая деталь, которую запомнили все слушатели, касалась внешности Иоганна Кеплера. На слайде был показан редкий прижизненный портрет великого астронома, который разительно отличался от растиражированного портрета И.Кеплера: сурового мужчины с крупным носом и в тесном накрахмаленном испанском воротнике, с циркулем в руке…
Как выясняется, неизвестный с циркулем – не Кеплер, он совсем не похож на тот портрет, что хранится в СПбФАРАН, сделанный при жизни И.Кеплера.

 фо8
Слайд, иллюстрирующий доклад, с прижизненным портретом 
И.Кеплера (фото Елена Якубовской)

Во второй половине дня участники конференции побывали на экскурсии в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН и увидели, как выглядят тома личного архива Кеплера:  всего томов 22. Рукописи Кеплера сшиты и помещены в переплеты из белого пергамена.
Участники могли убедиться, что документы находятся в прекрасном состоянии, и смогли увидеть астрологические записи, сделанные рукой И.Кеплера. В архиве фотосъемка запрещена.

Отметим, что гороскопы, которые строил Кеплер, оцифрованы и изданы (см. информацию о "Проекте Кеплер",  инициатор  этого проекта  -  К.А. Диланян, вот  ссылка на сайт проекта.
О самом проекте подробно рассказывает его инициатор – вы можете посмотреть лекцию Каринэ Александровны Диланян  в сети – вот  ссылка).

Вечером участники конференции были приглашены на органный концерт, его программу составили произведения композиторов, в которых был представлен замысел о мировой музыке и звучании отдельных небесных сфер. Позже, в своем докладе органист и кандидат искусствоведения Мария Блажевич рассказала о представлениях о Мировой гармонии,
объединяющей гармонию музыкальную и гармонию чисел. В своем сообщении М.Блажевич указывала, что «число, воплощающее движение небесных тел, явилось Кеплеру воплощением Бога, инструментом познания Божественного». Как выяснилось, небесную музыку, которая порождается движением планет, можно услышать, «только находясь на Солнце, но она постижима умственно».
фо10
 
Конференция "Гармония Мира", 21 июня 2019г,
координаторы проекта "МС-Середина Неба":
Светлана Нестерова, Людмила Ларичева, Екатерина Тилева
(фото Елены Якубовской)

Концерт был прекрасный.

Во второй день доктор Дж.Макким Мелвилл (почетный профессор университета Колорадо, США) прочитал лекцию о роли и влиянии на развитие научных идей третьего закона Кеплера, опубликованного впервые в труде «Гармония Мира» в 1619г. Как показал докладчик, с третьим законом Кеплера мы сталкиваемся чаще, чем нам может показаться на первый взгляд.
фо11
Доклад  Дж.М.Мелвилла (фото Елены Якубовской)
 
фо12
Слайд из доклада  Дж.М.Мелвилла  о третьем законе Кеплера
(фото Елены Якубовской)
 
фо13
Слайд из доклада   Дж.М.Мелвилла (фото Елены Якубовской)

Третий закон Кеплера применим не только к космическим объектам и их движению, но и к другим процессам и явлениям, на которые человечество обращает свой взгляд и силу своего разума.

Доклад Андрея Валентиновича Кузьмина, кандидата физико-математических наук и кандидата искусствоведения (Институт истории науки и техники им. С.И. Вавилова, Москва) был посвящен полемике Иоганна Кеплера и Роберта Фладда и называется «Математика космоса и философия хаоса».
фо14
 
Доклад  А.В.Кузьмина (фото Елены Якубовской)

В своём докладе А.В.Кузьмин познакомил участников конференции с идеями Роберта Фладда, с которыми полемизировал Иоганнн Кеплер в своей «Гармонии Мира». Так, согласно приводимым автором положениям, И.Кеплер отмечал слабые места в построениях Фладда, которые заключались в смешении категорий и понятий разного рода.
фо 15
Слайд, иллюстрирующий доклад  А.В.Кузьмина (фото Елены Якубовской)

Так А.В.Кузьмин приводит слова Кеплера: «Я же не ищу гармоний там, где вещи, между которыми есть гармония, не могут быть измерены единой количественной мерой».

Лекция профессора Гиоры Хона (университет Хайфы, Израиль) «Гармония против Симметрии: точка зрения Кеплера и потребность в Spielraum».
фо16
Доклад  Г.Хона  (фото Елены Якубовской)

Профессор Г.Хон  в своей лекции рассуждал об идеях Коперника, который объединил две эстетические идеи пропорциональности – симметрию и гармонию, и отметил, что Иоганн Кеплер в своих трудах к понятию симметрии не обращался, его интересы были сконцентрированы на понятии гармонии, которое предполагает наличие некоторой «степени свободы», т.н. Spielraum, которую Г.Хон называет «свободой действий», и подчеркивает, что при таком рассмотрении данная концепция противостоит идеям Галилея.

Следующий докладчик погрузил участников конференции в очень интересную тему – взаимосвязи и проявления идей Кеплера в искусстве - архитектуре, живописи. В качестве предмета исследования доктор философии Валерия Шримплин выбрала творчество художника Франческо Борромини.
фо 17
Доклад  Валерии Шримплин (фото Елены Якубовской)

Ее доклад был назван «Борромини и культурный контекст Harmonices Mundi». Доктор В.Шримплин показала, что Ф.Борромини мог быть знаком с идеями Кеплера о гармонии и отразил их в своих работах.
фо18

Последний доклад во второй день был представлен профессором политологии Пабло Виотти, который назвал себя композитором, увлекающимся современной музыкой.
фо19
Доклад  П.Виотти  (фото Елены Якубовской)
 
Совместно с профессором Ральфом Абрахамом П.Виотти подготовил демонстрацию «Музыка сфер», и показал слушателям конференции, как могли бы звучать планеты Солнечной системы, если скорость движения планет поставить в соответствии со звуком.
фо20
Иллюстрация е к докладу  П.Виотти - звучание планет Солнечной системы (фото Елены Якубовской)

Планеты, которые движутся быстро, будут издавать высокие звуки, те же, что движутся медленно – более низкие. А все вместе планеты создадут ту самую музыку сфер, о которой писал И.Кеплер.

Продолжение следует.