+ 7 (904) 512-90-82

с 10:00 до 22:00

 

АстроЭксперт

Мы в контакте

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Любимый художник


заставка КПВ

Вместо предисловия


На первом занятии по «истории искусств» в Таллинской детской художественной школе на вопрос учителя: «Кто ваш любимый художник?», дети отвечали: «Шишкин», «Левитан»… Каково было удивление учителя, когда я ответила на этот вопрос: «Петров-Водкин»! «Девочка, как твоя фамилия?» – спросил учитель. – «…». «А, тогда понятно. Я училась с твоим папой в институте на одном курсе…»

Даже не помню, когда произошло мое первое знакомство с творчеством художника. Альбомов с репродукциями произведений Петрова-Водкина у нас дома точно не было. Вероятнее всего родители водили меня в Русский музей, когда мы приезжали в Ленинград – город их ранней юности, где они учились в художественном училище.

Четкий, лаконичный рисунок и чистые, насыщенные цвета картин художника запали в память, как и сам образ Петрова-Водкина – на лазурном фоне изображен простой человек в свитере с ясными голубыми глазами. Удивительный художник, живший и творивший в тяжелое и удивительное время. И эта статья о нем.

05.08.2018

Светлана Нестерова,

специально для МС- Середина Неба

Автопортреты

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск Саратовской губернии Российской империи — 15 февраля 1939, Ленинград) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).[1-4]

Однако не все знают, что Петров-Водкин был ещё и театральным художником, оформлявшим постановки, писателем и преподавателем, первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.

Краткая биография:

1897 – переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ)

1901–1908 — Занимался в художественных школах Антона Ажбе в Мюнхене и Филиппо Коларосси в Париже. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).

1905 — Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

1910 — Стал членом объединения «Мир искусства».

1913 — Работал как график и театральный художник.

С 1918 по 1922 г. преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ),ВХУТЕМАС,ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства, (ИНПИИ), ИЖСА [5]

В августе 1932 года К.С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

1939 — Скончался в Ленинграде.


Автопортрет


Факты биографии.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника [1].

Отец - Сергей Федорович Водкин, мать - Анна Пантелеевна, урожденная Петрова. Дед будущего живописца, сапожник Петр, был легендарной личностью, известным на весь Хвалынск пьяницей, прозванным Водкиным (детей Петра нарекали то Петровыми, то Водкиными, так образовалась и закрепилась за семьей двойная фамилия). Однажды Петр Водкин, в пьяном виде, взял кроильный нож, да и зарезал собственную жену, и сам вскоре скончался в страшных муках. Его сын и отец живописца Сергей Петров-Водкин был не глуп и запомнил урок навсегда. Он сделался единственным сапожником на весь Хвалынск, в рот не бравшим водки.[5, 6]

1mama
К.С. Петров-Водкин. Портрет матери. 1903. Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина

Петрова-Водкина влекло к живописи еще с детства. Учась в четырехклассном приходском училище, познакомился с иконописцами, у которых он наблюдал за всеми этапами создания иконы. Тогда Кузьма сделал свои первые самостоятельные пробы - иконы и пейзажи масляными красками.

2avtoportet molod
К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1890-е. Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева)

В 1893 году Петров-Водкин окончил училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, 15-летний юноша осенью отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. Однако он провалился, и в итоге оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова.

Отучившись в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре (1895-1897) Кузьма вернулся на родину. Он пробовал работать самостоятельно, писал вывески, но все эти затеи успеха не имели.

А далее ему помог случай. Молодым художником заинтересовался заехавший в Хвалынск преуспевающий петербургский архитектор и совладелец мебельной фабрики Р.Ф. Мельцер. Его пригласила купчиха Ю.М. Казарина для постройки дачи. Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был весьма поражён такой живописьюи увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Казарина, со своей стороны, обещала материальную поддержку. И, действительно, еще целых 18 лет, до самой своей смерти в 1912 году, она присылала Петрову-Водкину по двадцать пять рублей в месяц.

Богородица с младенцем

Богородица  Богородица2

Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, художник направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике "Дультон".

В Училище барона А.Л. Штиглица живопись как таковая была не в чести. Не удовлетворенный направлением этой школы Петров-Водкин осенью 1897 года перешел в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1905 года. Из всех преподавателей наибольшее влияние оказал на него В.А. Серов, о котором художник с любовью вспоминал всю жизнь. Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. [5, 6]

Приключения

Однажды маленький Кузьма заплыл чуть не на середину Волги, а вернуться обратно не сумел - кончились силы. К счастью, тонущего мальчишку с берега заметил перевозчик Илья Федорович Захаров - лучший пловец в Хвалынске. Он спас Кузьму, а через неделю сам утонул при попытке вытащить из воды еще какого-то бедолагу.

Еще в годы пребывания в училище Петров-Водкин весной 1901 года совершил поездку за границу. Получив от Казариной очередные 25 рублей, он уговорил продавца новомодных машин - велосипедов - сдать один в аренду. Вместе с товарищем через Варшаву и Прагу он на велосипеде достигает Мюнхена, где берет уроки в знаменитой школе А.Ашбе.

Поездка в Северную Африку (1907)

Приключения Петрова-Водкина выглядят неправдоподобными. В Сахаре на него напали кочевники. Он был вынужден палить из револьвера в воздух и при этом отчаянно свистеть. Бедуины отступили и, якобы, наказали своим соплеменникам не трогать чужака по прозвищу "который свищет".

Одной из целей поездки в Италию был Везувий. Увидеть настоящий вулкан было давней мечтой художника. И вот теперь эту мечту удалось осуществить в полной мере: Везувий, когда художник поднялся к самому его жерлу, сотрясался от взрывов и осыпал склоны пеплом. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое сознание и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества в искусстве от наступающей самостоятельной творческой жизни: "Странное оцепенение испытываешь на живом теле земли, ворчащей, дрожащей у кратера без перебоя. Сквозь мглу осаждавшегося пепла раскинулась передо мной котловина. Пепельно-серую массу паров и дыма пронизывала огненная масса. Удушье от пепла, ногам горячо. Я был в экстазе. И никакого страха. Двинулся космос и мчит меня в своих ритмах небывалых".

Не прошло и месяца - новое приключение: в Риме Петрова-Водкина похитили бандиты. "Очнулся я где-то под землей, с кляпом во рту. У капища сидели три человека, если не черти, то, конечно, разбойники. Бумажника в кармане не было. "Ни с места, смерть", - прошипели они". Выяснилось, что Кузьма понадобился бандитам, чтобы подделывать полотна великих мастеров. Например, пропавшую "Леду" Леонардо да Винчи. Впрочем, когда Петров-Водкин отказался, бандиты предложили компромиссный вариант: он для них рисует портрет некой синьоры, но никому о ней не расскажет. [5-7]

Интересы и склонности

В период учебы Кузьму вдруг стали интересовать проблемы геофизики и космогонии, и юноша из кожи вон лез, чтобы разобраться во всем этом - он, имевший за плечами лишь четырехлетний курс природоведения и арифметики в приходском училище. А кончилось тем, что Французское астрономическое общество избрало его своим почетным членом! [5]

Огромность масштабов человеческой культуры, с особой ясностью - по контрасту с провинциальным Хвалынском - открывшаяся ему в столицах, потрясает Петрова-Водкина. Чувство благоговения перед возможностями науки и искусства никогда уже отныне не осталяло его. Преклонение перед подлинно высокой культурой всегда переплетается у Петрова-Водкина с дерзкой мыслью познать законы не только различных искусств, но и многих, казалось бы, далеких ему областей знания. Он живо интересуется космогонией, строением земной коры, законами гравитации, проблемами восприятия и вообще психики человека. Осенью 1899 года он пишет матери о том, что начал слушать в Училище курсы физики и химии. [8]

Острым умом аналитика Петров-Водкин пытается - часто еще не обладая достаточными знаниями - уловить сложные закономерности органического и неорганического мира. Склонность к умозрительным теоретическим построениям становится характернейшей его чертой. Рационалист по натуре, Петров-Водкин умеет совмещать с занятиями живописью и рисунком самые разнообразные увлечения; в частности, он продолжает начатые еще в Петербурге уроки игры на скрипке. [8]

Занятия литературой

Но особенно много времени и сил отдает он литературе. Писал Петров-Водкин с детства; начинал со стихов, затем перешел к прозе. Газеты изредка печатают его рассказы, другие остаются в рукописях. Он пишет также ряд пьес. Одну из его пьес - "Жертвенные" - поставил в 1906 году в Передвижном театре П.П.Гайдебуров.

После окончания училища он был настолько захвачен литературным творчеством, что не сразу сделал выбор в пользу живописи. Однажды, бледнея от страха, он понес в редакцию поэму, исполненную символизма и патетики. В редакции Кузьму встретил человек, внешне поразительно похожий на него самого: коренастая фигура, скуластое лицо, и тоже наголо обритый. Это был Горький. Спросил, усмехаясь: "Тоже лезешь?" А вскоре в газете появилась заметка о самонадеянном провинциальном недоучке, возомнившем себя самородком в области литературы и живописи. По-видимому, Горький сберегал место самородка исключительно для себя…[5]

Творчество

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и "модерна". Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы. Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

натюрморт1  Натюрморт 2

«Мадонны»

Богоматерь
Петров-Водкин - Богоматерь Умиление злых сердец (1914-1915)


1918 v Petrograde
Фрагмент картины «1918 год в Петрограде», 1920 год


Собственный путь в искусстве

Петров-Водкин настойчиво искал свой собственный путь в искусстве. Но реализм как таковой его никогда не привлекал. "Форма и цвет, объемлющий эту форму, - и есть живопись" - так сам Петров-Водкин сформулировал свой принцип. В 1911 году он пишет "Играющих мальчиков", именно здесь Петров-Водкин впервые во всей полноте применил трехцветную гамму. Отныне большинство своих картин он писал только тремя цветами: красным, желтым, голубым (или зеленым).

 1912

Купание красного коня 1912 г.

Художник начал работу над полотном весной 1912 года. Предварительные рисунки не содержали и намека на символический подтекст — Петров-Водкин предполагал изобразить бытовую сцену: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Всадник на коне. Он напоминает традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца — символ победы добра над злом. В то же время в облике наездника, внешне совсем не похожего на простого деревенского мальчишку, художник показал типичные утонченные черты петербургской богемы начала века, далекой от народа.

Красный конь. Окрашивая коня в необычный цвет, Петров-Водкин использует традиции русской иконописи, где красный является символом величия жизни, а иногда обозначает жертву. Неукротимый конь часто присутствует и в литературе как образ могучей стихии родной земли и непостижимого русского духа: это и «птица-тройка» у Гоголя, и летящая «степная кобылица» у Блока.

Розовый берег. Яркий розовый цвет ассоциируется с цветущими деревьями — образом райского сада.

Водоем. На картине не конкретное место у какого-то реального водоема, а пространство Вселенной. Сине-зеленые краски соединяют мир земной и мир небесный. Зеленый цвет — напоминание о цветущей, вечно продолжающейся жизни, а отраженное в водоеме синее небо — отсыл к помыслам о мире высшем.

Фигуры купальщиков.Петров-Водкин никогда не изображает мимолетного движения. Во всех его работах действие словно замедляется, фигуры приобретают ритуальную неподвижность. Кроме того, тела мальчиков лишены и намека на индивидуальность. Это юноши «вообще», во всей красоте пластического совершенства. Они совершают плавный хоровод в вечном круговороте дней. [9-12]

Политика и социальная реализация

Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст, заклинал близких не впутываться в политику, в которой "сам черт ногу сломит". Однако октябрьский переворот 1917 года он принимает восторженно. Он сразу согласился сотрудничать с новой властью и в 1918 году стал профессором Высшего художественного училища, он начинает преподавать в Петроградской Академии художеств, неоднократно оформляет театральные постановки, создает много живописных полотен, графических листов.

Революция представлялась ему грандиозным и страшно интересным делом. Художник искренне верит, что после Октября "русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта". Вместе с тем он понимает, что "творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом".

Для новой власти сын сапожника, автор картины "о диктатуре пролетариата" (теперь все были уверены, что Красный конь - именно об этом) сделался, безусловно, своим. Петров-Водкин занял ответственный пост в ленинградском совете по делам искусств, сделался профессором Академии художеств и председателем правления Ленинградского союза художников. И долгих пятнадцать лет (с 1918 по 1933) с упорством и жестокостью диктатора насаждал в качестве единственной методики свою трехцветную систему. Коллеги ненавидели эту систему и называли "трехплеткой". [5]

Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. [5]

Жена и дочь

Петров-Водкин вернулся на родину в 1908 году обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женится и привозит в Россию Марию Йованович. Художник познакомился с ней в 1906 году. Мария (или Мара как ее называл художник) была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем, где он жил.

Мария Федоровна выказала необыкновенную преданность мужу. После смерти мужа она написала книгу «Мой великий русский муж».
Moj velikij muz

Приехав в Петербург они поселяются, у все того же Р.Ф. Мельцера, на Каменоостровским проспекте д.1.

В Петербурге проходит вся дальнейшая жизнь художника.

После пятнадцати бездетных лет брака Мара, превратившаяся в очень полную, немолодую женщину, родила ему осенью 1922 года долгожданную дочь. Нянчить Леночку, кормить ее, гулять с ней пришлось именно отцу - Маре первые роды в 37 лет дались нелегко. Портреты дочери занимают особое место, в течение многих лет Петров-Водкин писал ее портреты и сцены в детской.

К теме материнства в 1912 году художник обратился не случайно. В течение шести лет он и его любимая жена по имени Мара безуспешно пытались зачать ребенка. Поэтому в это время он одну за другой рисует картины, изображающие материнство, тем самым прося у Бога собственное счастье.

Из книги Елены Петровой-Водкиной «Прикосновение к душе»: «…отец начнет писать “Историю одного рождения” — для себя, для мамы и для меня. Это своего рода документальная повесть в форме дневниковых записей-воспоминаний. «Очень давно желали мы иметь ребенка. В 1912 году мама, по совету с большим специалистом, делала себе некоторую операцию, после которой была обещана возможность иметь ребенка, и вот 16 лет спустя (1906 год — моя встреча с мамой в Париже) это произошло. 1-го октября 1922 года в 11 1/2 утра.».» [13]

Елена Петрова-Водкина: «Картина написана, когда я должна была родиться. «Пробуждающая» папа назвал ее, освятил в церкви. Мама три месяца в больнице лежала, у нее очень тяжелые роды были, а когда она родила, профессор говорит: «Мария Федоровна, как вы себя чувствуете?». И она говорит: «Вы знаете, меня спасла эта картина». Потому что профессор говорил: «Не могу сказать точно, кто будет жив из них, если вообще будут». И он говорит: «Да, Мария Федоровна, я тоже ей благодарен».» (Интервью Радио Свобода, 17 Июль 2008) [14]

probuz madonna
К.С. Петров-Водкин. Мадонна с ребенком Пробуждающая. 1922 г. Дерево, масло. ГРМ

Дочь художника Елена Кузьминична, по мужу Дунаева (1 октября 1922 - 7 ноября 2008) жила в Петербурге, у нее было три дочери, в 2005 г. уже трое внуков и четыре правнучки.

«В центре Жизни Жизней»

из дневниковых записей Петрова-Водкина апрель 1926 – апрель 1927.

19.03.1927
Кстати, вот что происходило с Лаской, когда она учуяла новое существо в доме. Общая история нашей собачки такова. Поздней осенью 1914-го года…<-> Далее Кузьма Сергеевич рассказывает, как он с Марией Федоровной подобрал собаку с улицы. Ее полюбили А. Блок, Белый…<->  словом, Ласка стала членом нашей семьи.

Laska 1

Собачка. 1919. Холст, масло. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

30.03.
Ласка лежала на коленях А. Блока, когда он читал свои «Двенадцать» еще в рукописи. Была одружена А. Белым… Запечатлена в моих работах (Ласка стала героиней нескольких папиных картин: «Ласка, сидящая на табурете», «Дочь Ласки», «Утренний натюрморт» и др. – Е.К.) Словом, Ласка стала членом семьи, обожая свою хозяйку в особенности.  

После Ленушкиного появления в доме – Ласка отошла в сторону. И я впервые наблюдал тоску и ревность избалованной собаки. Она бродила как сонная. Похудела; повисла шерсть. [15]

Жизнь в Детском Селе

В 1927 году врачи запретили Кузьме Сергеевичу прикасаться к краскам. Он еще с 1920-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла угрожающе тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на Кавказе пользы не принесло. В течение нескольких лет Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски заниматься живописью. В 1927 году из Ленинграда пришлось переселяться в Детское Село, на воздух. Здесь же жили писатели: Толстой, Федин, Шишков. И художнику, измаявшемуся в вынужденном бездействии, захотелось вновь попытать писательского счастья. Заполняя безделье, он пишет прекрасные романтически-эмоциональные книги о своем детстве и юности - "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933).

Всего же из-под пера Петрова-Водкина вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.

Сочинения

  • Поездка в Африку // «На рассвете», вып. 1, Казань, 1910. (путевые очерки)
  • Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле, 1914. (фантастическая повесть для детей)
  • прикл аик
  • Самаркандия, 1923 (переиздана — Л., 1970).
  • «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932)

Незадолго до смерти художник, наплевав на запрет врачей, снова взялся за кисти и краски. "Я стал в шутку писать своих писателей - Алешу Толстого, Федина, Шишкова", - записал он.

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

1909 год — доходный дом И.Б. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1;1 3

kamen 1
К.С. Петров-Водкин. Кировский проспект. 1937 г. Холст, масло. ГРМ

1915—1924 — 18-я линия, 9, кв. 22;

конец 1927 — 02.1936 года — лицей — Детское Село, Комсомольская улица (ныне Садовая ул.), 2;

02.1936 — 15.02.1939 года — дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект (Каменноостровский пр.), 14, кв. 20.

st kamost14

14 2IMG 20180902 174609

14

Вместо послесловия

«Нужно признать - творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина складывалась вполне счастливо. Превращение полуграмотного сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства, высокие посты в советские годы - все это кажется фантастичным.» (Наталья Адаскина)

В статье приводится текст искусствоведа Натальи Адаскиной в авторской редакции, так как написать лучше о художнике, чем это сделал специалист-искусствовед, у меня вряд ли получилось бы. Текст этот неоднократно цитировался на разных сайтах, блогах, а как же в соцсетях, часто без указания автора. Для написания статьи также мною использовались материалы сайта «Академик» и «Википедия», фрагменты из книги дочери художника Елены Петровой-Водкиной «Прикосновение к душе» и из ее интервью Радио Свобода 17 июля 2008 года, а так же статья Макара Дмитриева «Девять любопытных фактов о картине «Купание красного коня».

Ссылки приводятся ниже.

Светлана Нестерова,

специально для МС-Середина неба

Ссылки

1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. — М., 1975. — 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт.

2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75942 

3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1093108

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров-Водкин,_Кузьма_Сергеевич

5. ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939). Искусствовед Наталья Адаскина http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html

6. https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post376035331

7. Сайт Лебяженской библиотеки им.В.В.Бианки http://bianki.mypage.ru/illjustracii/petrov-vodkin_kuzma_sergeevich_1878-1939.html

8. http://kozma-petrov.ru/biogr2.php

9. Девять любопытных фактов о картине «Купание красного коня». Макар Дмитриев https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14236059/

10. http://archive.li/mNKZt

11. https://www.liveinternet.ru/users/3485865/post415707136/

12. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8471/

13. Фрагменты из книги воспоминаний Елены Петровой-Водкиной «Прикосновение к душе» http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/9/vo6.html

14. Интервью Елены Петровой-Водкиной Радио Свобода, 17 Июль 2008. https://www.svoboda.org/a/456740.html

15. Петров-Водкин: В центре Жизни Жизней. Воспоминания, письма, документы. Санкт-Петербург: АРКА, 2018. - 582 с., с. 74-77.

Продолжение

Астропсихологический анализ космограммы Кузьмы Петрова-Водкина